Лингвистическая экспертиза — род судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств (фактов) путем исследования продуктов речевой деятельности:
ОТЛИЧИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
Экспертиза - проведение исследования по вопросам, поставленным перед экспертом судом, судьей, следователем, дознанием, разрешение которых требует применения специальных знаний. При этом документ, отражающий ход и результаты проведенного экспертом исследования, называют Заключением эксперта.
Исследование - проведение исследования по вопросам, поставленным перед экспертом (специалистом) физическим или юридическим лицом, являющееся стороной по делу во внесудебном порядке. При этом документ, отражающий ход и результаты проведенного экспертом исследования, называют Заключением специалиста.
ОБЪЕКТЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ/ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Слова, словосочетания, высказывания;
- Письменные тексты (статьи, книги, жалобы, надписи, технические задания, предсмертные записки, договоры, расписки, заявления, обращения, листовки, публикации в СМИ, протоколы судебных заседаний, следственных действий, объяснения и показания свидетелей, потерпевших и др.);
- Устные (звучащие) тексты: монологические и диалогические, которые представляют собой фиксацию реальной коммуникации (видеоматериал, аудиозаписи разговоров, видеообращения, интервью, радиопередачи и др.);
- Креолизованные тексты (тексты, состоящие из вербальных (языковой /речевой) и невербальных компонентов): плакаты, карикатуры, демотиваторы, реклама, видеоролики, кино- и видеофильмы, видеозаписи митингов, шествий, эмблемы, товарные знаки и др.);
- Тексты электронной коммуникации (SMS-переписка, общение посредством скайпа, электронные письма, переписка в социальных сетях – чаты, блоги, форумы, комментарии, посты, видеоконференции и др.).
ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ/ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- Установление смыслового содержания понятия, текста;
- Объяснение употребления языковых единиц в определенном контексте;
- Определение характера информации (нейтральная, позитивная, негативная);
- Выявление негативной информации о лице (его деятельности, личных, деловых и моральных качествах; отрицательной оценки лица);
- Выявление признаков лжи в речи;
- Анализ коммуникативной ситуации и определение коммуникативной роли её участников (по делам об оскорблении, клевете, коррупции, защите чести, достоинства и деловой репутации);
- Определение коммуникативного намерения пищущего (говорящего);
- Установление наличия/отсутствия оскорбительных и неприличных выражений в спорном тексте или анализируемой речевой ситуации;
- Установление признаков речевого воздействия;
- Определение характера волеизъявлений говорящего/пишущего: приказ, просьба, призыв, указание, пожелание, совет (по делам, связанным с коррупцией, вымогательством, шантажом, доведением до самоубийства и др.);
- Установление в речи/тексте побуждения к каким-либо действиям, в том числе к передаче/получению денежных средств;
- Установление слов и выражений, относящихся к определенному жаргону (уголовному, наркоманов), и их толкование с учетом конситуации;
- Установление типов «экстремистских» значений (призывы (побуждение) к тем или иным действиям, в том числе террористическим; оправдание определенных действий и взглядов, терроризма; обвинение в определенных действиях и взглядах; угрозы применения насилия в отношении тех или иных лиц, групп; унижение человеческого достоинства по признакам принадлежности к социальной, религиозной, национальной группе; возбуждение враждебного отношения (ненависти, розни) и т.п.;
- Установление в речи/ тексте угрозы совершения каких-либо действий, в том числе насильственных;
- Установление сходств и различий по содержанию и форме текстов;
- Установление характеристик наименований/ фирменных наименований;
- Установление тождества или сходства до степени смешения фирменных наименований (логотипов, товарных знаков, искусственно образованных, фантазийных слов, лозунгов и слоганов).
- Определение соответствия наименования нормам современного русского литературного языка;
- Установление наличия/отсутствия в наименовании явной или скрытой пропаганды насилия, наркотиков, межнациональной вражды, ненависти и т.п.
ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ ПЕРЕД ЭКСПЕРТОМ
- Содержится ли в тексте публикации «...» (указать название) негативная информация о конкретном лице … (указать ФИО)?
- Если негативная информация содержится, то в какой форме она выражена: утверждения о фактах, которое можно проверить на соответствие действительности, или оценочного суждения, предположения, вопроса?
- Какова коммуникативная направленность текста?
- Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?
- Носит ли текст публичный характер?
- Содержится ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) негативная информация о группе лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному признаку? О каких именно группах лиц идет речь?
- Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания оскорбительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, конфессиональной или социальной группы? Адресованы ли данные высказывания отдельным представителям или всей группе?
- Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, содержащие суждения о неполноценности граждан какой-либо национальности, конфессии или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
- Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания о превосходстве одной национальности, конфессии или социальной группы и неполноценности, порочности другой?
- Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, конфессии или социальной группы?
- Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю нацию, конфессию или социальную группу?
- Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания о враждебности какой-либо нации, конфессии, социальной группы?
- Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?
- Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении государства, представителей власти?
- Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) сведения негативного характера о деятельности представителя власти … при исполнении им должностных обязанностей? Если негативные сведения имеются, то в какой форме они выражены: в форме утверждения о фактах или оценочного суждения?
- Содержатся ли в публикации сведения в форме утверждения о совершении представителем власти … при исполнении им своих должностных обязанностей действий, наносящих ущерб безопасности государства и национальному достоинству страны, а также направленных на разрушение единства и целостности государства?
- Является ли товарный знак (доменное имя, фирменное наименование, обозначение) «…» тождественным или сходным до степени смешения с товарным знаком (доменным именем, фирменным наименованием, обозначением) «…»?
- Является ли наименование «…» индивидуализирующим? Способно ли оно выполнять различительные функции?
- Является ли слово «…» общеупотребительным или уникальным, индивидуальным?
- Является ли словесный компонент «…» фантазийным? Оригинален ли словесный компонент «…»?
- Имеет ли обозначение «…» словесный характер, представляет ли собой самостоятельную языковую единицу?
- Имеются ли в составе вербального компонента товарного знака «…» слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
-Содержатся ли в словесной составляющей товарного знака прямое описание товара, сведения об изготовителе
- Является ли произведение «…» самобытным и оригинальным или переработанным вариантом другого произведения?
- Имеются ли дословные текстовые совпадения в произведениях «…» и «…»?
- Имеется ли полное или частичное сходство, тождество или различие произведений «…» и «…»?
- Оригинален ли словесный компонент, словосочетание, элемент произведения (название, имя персонажа и т.д.)?- Имеются ли в текстах «…» и «…» совпадающие индивидуально-авторские речевые особенности?
- Написан ли текст «…» или его отдельные фрагменты одним и тем же лицом?
- Обладает ли произведение признаками оригинальности, новизны и творческого характера?
- Является ли произведение составным? Оригинально ли произведение по подбору материала и его расположению?
- Каковы признаки рекламного текста? Является ли данный текст рекламным?
- Имеется ли в рекламном сообщении сравнение?
- Имеются ли в рекламном сообщении сведения о товарах (услугах) других компаний? Носят ли данные сведения негативный характер?
- Используются ли в рекламном сообщении языковые средства, искажающие смысл информации или формирующие дополнительные смыслы?
- Формирует ли реклама негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждает таких лиц?
- Имеются ли в тексте призывы? Каково их содержание?
- Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?
- Каковы смысловые доминанты рекламного сообщения? Каковы функции входящих в него компонентов?
- Содержит ли рекламное сообщение пропаганду (алкоголя, наркотиков и др.)?
- Используются ли в рекламном сообщении средства внушения, языковой манипуляции?
- В каком значении употреблено слово «…» в пункте … документа «…»?
- Каков общий смысл пункта … документа «…»?
- Следует ли из текста документа «…», что …?
- Идет ли речь в тексте документа «…» о …?
- Содержит ли спорное речевое произведение угрозы?
- Содержатся ли в разговоре требования о передаче чужого имущества, права на него или совершении других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества?
- Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)?
- Содержатся ли в разговоре требования, угрозы и иные вербальные средства принуждения или оказания давления?
- Идет ли речь в представленном на исследование разговоре о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств?
- Если в разговоре идет речь о передаче денежных средств, то кто из участников является инициатором данной тематики?
- Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)?
- Содержатся ли в разговоре провокационные речевые действия со стороны кого-либо из говорящих?
- Идет ли речь в разговорах о каких-либо действиях, совершаемых в отношении наркотических средств?
- Направлен ли текст на возбуждение у его адресата желания к потреблению наркотических средств?
- Идет ли речь в разговоре о приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств?
- Идет ли речь в тексте разговора о краже (хищении) либо подготовке к краже (хищению) каких-либо предметов?
- Идет ли в представленных разговорах речь о совершении незаконных действий, связанных с денежными средствами, и если да, то идет ли речь об изготовлении, передаче, распространении поддельных денежных купюр?
- Соответствует ли представленный на лингвистическую экспертизу русскоязычный перевод «…» оригиналу на английском языке «…»?
- В каком значении употреблено слово «…» в представленном тексте «…»?
- Каково значение слова «…» в современном русском (английском, немецком, французском, китайском и т.д.) языке?
- Являются ли тождественными с лингвистической точки зрения (происхождения и значения) следующие имена: «…», «…»? Являются ли перечисленные имена народными, литературными, диалектными, просторечными вариантами одного имени?
- Соответствует ли кириллическое написание слова «…» латинскому «…»?
- Соответствует ли текст «…» коммуникативным требованиям официально-деловой сферы?
- Какова речевая стратегия высказывания?
РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ/ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА/ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА.
СРОК ПРОИЗВОДСТВА: от 20ти дней
СТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА: от 25 тыс. руб.
Окончательная стоимость производства экспертизы/исследования зависит от сложности, количества поставленных вопросов, объема документов подлежащих исследованию и определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
ОСТАВЬТЕ ВАШУ ЗАЯВКУ НА ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ/ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
МЫ БЕСПЛАТНО ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИНФОРМАЦИЮ И СООБЩИМ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ/ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ИТОГОВУЮ СТОИМОСТЬ УСЛУГИ.